Древние драконы Витебской земли. Откуда они взялись?

наши предки знали, как вывести змея в домашних условиях и заставить себе служить


На Витебщине издревле бытуют легенды о жутких чудовищах, обитателях озер и болот – змеях, или цмоках. Лепельский цмок, Змеев камень на Лукомльском озере, Змеева гора в агрогородке Вымно Витебского района – вот лишь небольшой перечень существ и объектов, о которых в народе рассказывают пугающие легенды.

Лепельский цмок

Лепельский цмок. Фото: Сергей Мартинович

В этих образах отразилось обожествление первобытным человеком водных и воздушных стихий, племенные тотемы, языческие обряды и жертвоприношения.

С принятием христианства вчерашние священные животные стали прочно ассоциироваться с нечистой силой. Это, однако, не пугало людей, решивших с их помощью заполучить богатство – любителей легкой наживы и бедняков, доведенных до отчаяния.

«Витебский курьер n» собрал самые интересные образцы народного мифотворчества Витебщины о чудовищах, несших богатство.

В написанном в 1844-1846 годах произведении Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях» есть рассказ «Про чернокнижника и змея, вылупившегося из петушиного яйца». В основу рассказа легли народные легенды Витебского края. Описан здесь и ритуал выведения дракона, рассказанный герою повествования деревенским колдуном Парамоном из-под Полоцка.

Колдун советовал взять черного петуха, накормить его волшебным зерном, после чего в течение нескольких дней птица должна была снести небольшое яичко, размером с голубиное. Это яйцо следовало целый месяц носить под мышкой, после чего из него должна была вылупиться маленькая ящерка. Змея следовало ежедневно кормить молоком с ладони. Еще через месяц существо вырастало в летающего дракона, который с этого момента приносил в дом своему господину зерно, серебро и золото. Гневить чудовище не рекомендовалось, иначе оно могло сжечь дом и хозяйство.

Лукомль Змеев камень

Змеев камень на Лукомльском озере. Горельеф в Научно-производственном центре по геологии НАН Беларуси в Минске. Фото: Сергей Мартинович

О том, что подобный обряд – не выдумка Барщевского, свидетельствуют записанные в 1860-е годы Николаем Никифоровским поверья, бытовавшие в деревнях Вымно и Котово современного Витебского района, а также Веляшковичах и Стасево нынешнего Лиозненского района. Предания о «петушином яйце» были опубликованы в 1897 году в сборнике «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах».

По народным поверьям, любой петух мог прожить 9-12 лет. В день своей смерти птица откладывала яйцо и отходила в мир иной. Найти петушиное яйцо – сущее проклятие для человека.

Ни в коем случае нельзя было варить такое яйцо или даже просто кидать в огонь. От огня оно разрасталось до невероятных размеров и разрывало горшок вместе с печью. Брошенное в огонь, петушиное яйцо с треском взрывалось и разносило на большое расстояние печь и дрова, отчего случались крупные пожары.

Нельзя было давить петушиное яйцо или выпивать его сырым – всякий, кто делал это, умирал в ужасных муках. Даже простое прикосновение к яйцу лишало человека удачи на столько лет, сколько прожил петух. Избавиться от страшной находки можно было, лишь аккуратно бросив яйцо в проточную воду, где его проглатывала рыба, тем самым нейтрализовав.

Но были и те, кого не пугали возможные последствия обращения с петушиным яйцом. Отдельные смельчаки или просто отчаявшиеся люди пытались заполучить его и использовать для обогащения, «высидев» дракона.

Всякий, кто решался на подобное безумство, должен был тайком от всех «приучить» яйцо к себе. Для этого целую неделю следовало ходить вокруг яйца, кудахтая, как курица. Затем яйцо клалось под пах. Три года после этого человеку запрещалось мыться, расчесываться, менять белье, ходить в церковь и читать молитвы и даже разговаривать. По прошествии трех лет из яйца должен был вылупиться змей, который моментально привязывался к своему хозяину и селился у него на чердаке.

Отныне, в знак благодарности за появление на свет, дракон обязался ежедневно приносить своему господину деньги, дорогие вещи, одежду, молоко, масло, яйца, мед и хлеб. Владелец чудовища, таким образом, быстро богател.

Дракон покидал свое убежище рано утром и возвращался затемно с добычей. Находились люди, видевшие летающего змея. С ужасным шумом монстр проносился по небу в виде огненной полосы, держа перед собой в пасти решето огня с собранной за день добычей.

Человек и его дракон не виделись друг с другом до конца своих дней. По утрам хозяин забирал с чердака принесенные вещи и оставлял питомцу яичницу – любимое лакомство змея.

Естественно, что у скоробогатого крестьянина мигом появлялись завистники, мечтавшие погубить и его самого, и его богатство. Они тайком подкладывали в логово змея освященные в церкви предметы, окропляли жилище святой водой, окуривали ладаном или похищали оставленную еду. В этом случае разгневанный дракон приносил вместо денег и пищи раскаленные угли или горящую солому, от которых дом сгорал дотла вместе с его обитателями.

Смерть владельца или дракона прекращала их тайный союз. Иногда, правда, змей переходил «по наследству» старшему сыну хозяина, но лишь в том случае, если это был внебрачный ребенок.

Дракон в Последнем богатыре

Огнедышащий дракон из фильма «Последний богатырь»

Вероятно, находилось достаточно людей, тщетно пытавшихся вывести дракона из петушиного яйца, затрачивая на это долгие годы своей жизни. Народ нашел объяснение и их неудачам. Считалось, что во всем мире может одновременно существовать всего один такой дракон, поэтому все усилия по его высиживанию пойдут прахом, если кто-нибудь это сделал раньше.

Легенды о змеях, вылупившихся из петушиных яиц, существовали не только у белорусов, но и у других народов. В центральных российских губерниях бытовали легенды об «огненных змеях», посещавших по ночам одиноких женщин и склонявших их к сожительству. В средневековой Европе к народным поверьям о петушиных яйцах относились настолько серьезно, что иногда даже заводили по этому поводу судебные процессы. В книге Я. Канторовича «Процессы против животных в Средние века» (1897 год) описан случай сожжения в 1474 году в городе Базеле петуха, якобы снесшего яйцо и тем самым навлекшего на себя подозрение в связях с дьяволом.

Как можно объяснить появление подобных легенд? Рассказы об огненных змеях, летящих по небу с добычей, очень напоминают свидетельства очевидцев падений метеоритов. Ну а в обряде «высиживания» петушиного яйца обращает на себя внимание сложность действий и длительность сроков, во время которых человек теряет связь с окружающим миром и может впасть в состояние измененного сознания, когда все что угодно может показаться реальным.

Магические места и клады в деревне Лятохи под Витебском.

Подписывайтесь на нас в: Яндекс. Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!