Как ФК «Витебск» открыл сезон в ВНХУ. «Шагал и Малевич в искусстве — как Месси и Роналду в футболе
В первом туре белорусской высшей лиги «Витебск» победил «Городею» 1:0, играя второй тайм в меньшинстве. За победителей полный матч провел российский защитник Даниил Чалов (его младший брат Федор играет в ЦСКА с Ильей Шкуриным).
За неделю до старта белорусского сезона «Витебск» необычно открыл сезон вместе с музеем современного искусства ВНХУ: игроки сходили на экскурсию, показали новую форму и встретились с болельщиками в галерее, где работали Шагал и Малевич. Обычная история? Для «Витебска» – точно нет. Ведь такой союз придумал увлеченный искусством футболист, пишет tribuna.com.
Даниилу Чалову – 25 лет, он воспитанник «Локомотива», поездил по ФНЛ («СКА-Хабаровск», «Томь», «Мордовия», «Шинник»), забил с 40 метров «Балтике», с лета 2019 года играет за «Витебск». Даниил рассказал, что в детской комнате, где он рос вместе с младшим братом, до сих пор висит плакат Вагнера Лава – парни болели за ЦСКА, а Федор смотрел на бразильца и сам стал девятым номером.
Даниил объясняет творчество художников из Витебска через аналогию со звездами футбола:
«Шагал и Малевич в искусстве — как Месси и Роналду в футболе. Малевич – Роналду – у него система супрематизма, манифесты, четкость идеи. Шагал – Месси. Талант, человек из космоса, смотришь его картины и ощущаешь себя на другой планете».
Картина художника – это как один футбольный матч. Качество зависит от кисти (игроков) и самого художника (тренера), холста (организация матча, хороший газон), места и времени (погода, страна и чемпионат). Художники и футболисты создают одну большую картину, которая остается в памяти и ее всегда можно найти: картину – в музее или книге, футбол – если пересмотреть матч. Футбол — отдельный вид искусства, где много картин, шедевральных и бездарных».
В 20-е годы прошлого века Витебск стал городом будущего – к праздникам местные художники из созданного Малевичем объединения УНОВИС (учредители нового искусства) разрисовывали трамваи, магазины, кофейни, библиотеки, фасады зданий и даже трибуны для ораторов. Творили в стиле супрематизма, когда художники переходили к простым формам и вместо пейзажей и портретов изображали цветные круги и квадраты. «Черный квадрат» – это начало супрематизма, «нуль форм», как говорил о картине Малевич.
«Я перехожу к супрематизму, к новому живописному реализму, беспредметному творчеству», – говорил Шагал.
Художники-уновисцы экспериментировали с плакатами и афишами, тихий Витебск превратился в город авангарда. Члены УНОВИС приветствовали друг друга восклицанием «у-эл-эль-ул-эл-те-ка!» и общались в основном междометиями и аббревиатурами, Малевич так увлекся идеями УНОВИС, что назвал дочь Уной.
В современном Витебске тоже есть отсылки к супрематизму.
Малевич приехал преподавать из Москвы в Витебск в 1919 году (одна из причин – в революционное время не было серьезных проблем с дровами и продуктами) и преподавал в ВНХУ – училище, которое организовал родившийся в Витебске художник-авангардист Марк Шагал.
Малевич образовал тот самый УНОВИС, ученики (Шагал сделал так, что обучаться могли вообще все, в том числе бедняки) обожали его, считали супрематизм высшей точкой развития искусства, а творчество Шагала – по сравнению с ним устаревшим.
В 1920 году обиженный на такое внимание к Малевичу (а не на самого Малевича, которого он приглашал как преподавателя) Шагал навсегда уехал из Витебска:
«Однажды, когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, мои учителя подняли бунт, в который втянули и учеников. Да простит их Господь!».
Малевич продолжил развивать супрематизм в Витебске, пока не уехал в Петроград в 1922 году.
В Великую Отечественную 97% Витебска разрушили, в советское время на месте училища была поликлиника, но здание сохранилось во фрагментах, по чертежам и старым фотографиям его реконструировали и открыли в 2018 году.
«Мы с девушкой Анастасией прошлись с экскурсией, – говорит Чалов. – Смотрели рабочие кабинеты Шагала и Малевича, слушали про УНОВИС. Это очень современный музей, где внутри нет ни одного подлинника, но много сенсорных экранов с картинами, фотографий старого Витебска, можно нажать на стол – и откроется манифест Малевича с черным квадратом, из зеркала выйдут переведенные стихи Шагала на иврите.
Впервые я попал в музей осенью и удивился – крайне мультимедийное место, по качеству одно из лучших в Витебске, и о нем почти не знают, в музее пусто, даже официантка в кафе с домашней кухней «Васильки» о нем не слышала – а это мировая тема, по мнению меня и экскурсоводов в США.
В ВНХУ преподавали Эль Лисицкий (именно в Витебске он взял псевдоним Эль и в 1920 году создал супрематический плакат «Клином красным бей белых» – Tribuna.com), Вера Ермолаева (возглавила ВНХУ после Шагала, расстреляна в 1937 году – Tribuna.com), Лазарь Хидекель (архитектор, спроектировал первый советский трехзальный кинотеатр «Москва» в Петербурге – Tribuna.com) – мировые имена, которые произносят в Париже, но почему-то не в Витебске».
Еще осенью Чалов удивился, что в музее, помимо него и девушки, было несколько человек, и один из них («мужичок») подошел к ним.
– Как вам музей?
– Восхитительно!
– Мы работаем уже полтора года, хотим развиваться и открыты для любых смелых мыслей. А вы что делаете в Витебске?
– Играю в футбол.
– Прямо в настоящей форме?
– Да, за местный клуб.
– Да, футбол – это интересно.
– Да, искусство – это интересно.
«Он дал визитку, где было написано «директор музея Андрей Духовников, – вспоминает Чалов. – В декабре закончился сезон, «Витебск» остался в высшей лиге, я вспомнил о том разговоре и после восстановительной тренировки еще раз сходил на экскурсию, задал 500 тысяч вопросов про супрематизм и понимание искусства (нужно ли додумывать за художника или читать, что именно он хотел сказать), а потом вышел Андрей и предложил встретиться снова. Мы сидели в восстановленном кабинете Шагала с воссозданными по чертежам его стулом, мольбертом и креслом.
На встречу я пришел с идеями:
1. Провести в музее встречу с болельщиками + автограф-сессию + презентацию формы на новый сезон + сделать общую фотографию в главном холле в стиле «Малевич-УНОВИС». В 2019 году зданию училища исполнилось 100 лет, в 2020-м «Витебск» отмечает 60 лет – если мы объединимся, то привлечем зрителей на футбол и новых любителей искусства в музей.
2. Бесплатная экскурсия по музею для воспитанников академии «Витебска».
3. Музей готовит дизайн в стиле супрематизм для афиш домашних матчей «Витебска», билетов и абонементов.
4. Граффити в стиле супрематизм на территории стадиона и его колоннах + создать интерактивную зону возле входа на одну из трибун, где бы болельщики могли рисовать.
5. Создать уникальный комплект игровой формы для «Витебска» в стиле супрематизм + разработать альтернативный логотип клуба в стилистике плаката Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» – без революционных отсылок, просто в похожей технике».
Перед стартом сезона (который пока не отменяют, но может произойти все что угодно) «Витебск» в полном составе сходил на экскурсию, воспитанники академии представили новую форму (пока еще без отсылок к супрематизму) и пообщались с болельщиками.
«Я предложил и договорился, а все сделали клуб и наша пресс-атташе Алина, спасибо им, – говорит Чалов. – Надеюсь, экскурсией и встречей с болельщиками не ограничимся. Команда и музей подружились – впереди стилизованные билеты, афиши и граффити на стадионе. А главное – что наша команда и болельщики побывали в музее, узнали, что в городе есть такое место.
Как и УНОВИС, наш клуб и болельщики, – это объединение единомышленников, а футбол – и есть современное искусство, где каждый отдельный матч – это законченное произведение».
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!